12.08.2015

Запрет рекламы фаст-фуда: чем это грозит?

Нашумевший законопроект о запрете рекламы фаст-фуда направлен на рассмотрение в профильные комитеты. Напомним, что инициатива подобного запрета принадлежит депутату Госдумы Василию Шестакову. Автор законопроекта предлагает существенно ограничить рекламу продуктов, содержащих большое количество сахара, соли или жиров. Под эту категорию попадает не только фаст-фуд в традиционном понимании, но и различные снеки, чипсы, кондитерские изделия, газированная вода и даже отдельные виды колбас. Подобные меры, по словам сторонников законопроекта, помогут сформировать в России культуру здорового питания.

Ограничить рекламу вредных продуктов предлагается следующим образом: запретить ее показ на ТВ и радио с 7 до 22 часов, а также полностью запретить в теле-, радиопередачах и печатных СМИ для несовершеннолетних. Подобную рекламу нельзя будет размещать в образовательных, детских оздоровительных заведениях или в непосредственной близости от них. BTL-реклама с раздачей образцов такой продукции также будет запрещена, в том числе в местах продаж.

Законопроект вызвал неоднозначные мнения экспертов. С одной стороны, идея, безусловно, правильная – проблемы с весом имеются почти у половины взрослых россиян и примерно у 20% детей. Ограничение рекламы еды с высоким содержанием жиров или соли и ее специальная маркировка применяются во многих развитых странах.

Тем не менее, подобные запреты – это не только пропаганда здорового образа жизни, но и серьезный удар по прибыли крупных брендов, в том числе, отечественных. По словам главы профильного комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Анатолия Аксакова, «необходимо провести экспертный анализ рынка рекламы быстрого питания и только после этого принимать соответствующее решение».

«Есть инициативы по созданию российского фаст-фуда», – говорит Аксаков. – «И не только по бренду, но и по содержанию. Кто знает, может быть, этот фаст-фуд будет состоять из сплошных витаминов и основан на принципах здорового питания. Поэтому вот так все сразу запрещать мы не можем».

Более жестко отреагировал на ситуацию вице-спикер Госдумы Анатолий Исаев, назвав инициативу «перегибом». по его словам, «…реклама алкоголя – это реклама алкоголя. – Если мы будем все загонять в некое прокрустово ложе, мы, конечно же, очень сильно перегнем палку... Нельзя, условно говоря, приравнивать убийство к мелкой краже. Сводить все к некой единой плоской шкале общих запретов мне кажется неправильным».

Эксперты считают, что в случае принятия законопроекта будет нанесен существенный ущерб как потребителям, так и бизнесу. Так, по данным TNS Russia, категория «снеки», которая точно попадает под этот запрет, составляет около 0,5% от всего объема рекламного рынка (без учета BTL). категория «безалкогольные напитки» занимает уже гораздо большую долю – около 4,1% (без учета соков). Если учесть лапшу быстрого приготовления, полуфабрикаты и собственно продукты, попадающие под определение «фаст-фуд», возможные потери рекламной отрасли могут составить миллиарды рублей в год. Аналитики Центра исследований кондитерского рынка бьют тревогу: законопроект о запрете рекламы фаст-фуда может привести к коллапсу российского рынка кондитерских изделий.

Здесь можно вспомнить наиболее успешные примеры пропаганды здорового питания, суть которых заключалась вовсе не в жестких запретах, а в долгой комплексной работе с общественным мнением, с детьми и подростками. Самый известный из таких примеров – кампания «Got Milk?», действующая в США с 1993 года и по сей день. Она включает в себя ограничения на продажу «вредных» напитков на территории школ, но никак не запрет их рекламы в целом.

Еще один аргумент «против»: подобные запреты нарушают право взрослых людей на информированность о товарах и услугах. Ведь именно взрослые, ведущие активный образ жизни, чаще всего перекусывают тем самым фаст-фудом буквально на бегу.

Если законопроект все же будет принят

Точная формулировка запрета пока не утверждена. Однако, как можно заметить, пока в ней ничего не говорится об интерактивных маркетинговых акциях. Стимуляция продаж за счет проведения розыгрышей призов с использованием промо-кодов имеет все шансы стать отличным средством для продвижения снеков, чипсов, газировки и прочих попадающих под запрет товаров.

Десятки подобных мероприятий реализованы с помощью iActions. В нашем активе – неоднократно проведенные акции для кондитерских товаров, снеков и семечек. Используя iActions, вы получаете готовую маркетинговую акцию, удобный способ продвижения вашего продукта и существенное повышение лояльности потребителей, и все это – с помощью одного инструмента!

Узнать больше подробностей и рассчитать стоимость проведения вашей акции вы можете, обратившись к нашим менеджерам по номеру бесплатной горячей линии 8-800-555-7818.