Управление настроением клиента - высший пилотаж маркетинга. Именно это умение с легкостью и точностью отвечает на вопрос, как повысить продажи. Научно доказано, что настроение человека передается другим людям. То есть, несколько посетителей с плохим настроением могут снизить общую шкалу эмоционального тона, что негативно может сказаться на статистике продаж. Как можно предотвратить подобные моменты? Существуют основные способы измерения эмоционального состояния клиентов, о которых мы расскажем ниже.
Проведение опросов. Благодаря этому способу можно узнать, как потребители относятся к заведению. С помощью метода анкетирования налаживается связь между владельцем бизнеса и клиентом - основа успешного маркетинга. К сожалению, у данного метода есть существенный недостаток - необходимость вовлечения посетителей в процесс. Некоторые люди могут испытывать раздражение от проведения опросов. Также стоит понимать, что анкетирование рассчитано на долгосрочный период, то есть сразу понять динамику и закономерности в поведении не получится. Но при этом, статистика показывает, что проведение опроса на местах, а не в сети или по телефону имеет гораздо больший отклик.
- Конверсия и средний чек. Эти показатели используются ритейлерами постоянно, чтобы отслеживать динамику роста продаж. Рассчитывается средний чек очень просто - выручка за конкретный промежуток времени разделяется на количество чеков. Если цифра снижается, то это говорит о наличии факторов, которые негативно влияют на удовлетворенность клиентов. И наоборот, рост является косвенным показателем позитивного настроения. Однако и другие факторы могут влиять на средний чек, например, сезонность. Существует ещё один способ получить данные о конверсии - регистрировать посетителей на входе и выходе. Обычно это магнитные рамки или беспроводные девайсы. Данные сопоставляют с кассовыми показателями, что дает понимание о том, как много человек совершают покупки. Для каждой отрасли существуют собственные средние показатели - бенчмарки.
- Распознавание эмоций с помощью умных технологий. Камеры работают по определенным алгоритмам, определяющих эмоции клиентов. Такие технологии всё чаще используются банками и ритейлом. Плюсом такой автоматизации является то, что посетители не вовлечены ни в какие действия, и их не отвлекают от покупок. Управляющий персонал может отслеживать настроение. К сожалению, это достаточно дорогой метод изучения настроения. Подписка на одну камеру варьируется от 1500 до 3000 рублей в месяц, при этом одной камерой не отделаться - нужно минимум 2.
Итак, определившись с методами распознавания настроения, изучим маркетинговые инструменты, которые применяются для изменения эмоционального фона клиентов.
• Мгновенные скидки. Мы, российские потребители, обожаем скидки. Именно они образуют две трети продаж отечественного ритейла. Чтобы связать скидки и изменения настроения, необходима автоматизация. NFC-ценники прекрасно подходят, так как на них проще менять стоимость, чем на бумажных.
• Музыка является одним из сильнейших инструментов влияния. При включении музыки, которая отражает характер компании, продажи повышаются более чем на 30%. Если целевая аудитория - молодое поколение, то воспроизводятся современные хиты, для семей - более сдержанная, а для офисных сотрудников - смешанные композиции.
• Правильно подобранный запах увеличивает количество времени, проведенного в магазине, практически на половину. Запахи моментально вызывают в мозгу ассоциации. Например, корица повышает настроение и воссоздает чувство уюта, а розмарин снижает уровень стресса. К сожалению, неприятные запахи также влияют на отношение к точке. Например, как только сеть Starbucks избавилась от запаха жареных яиц, уровень удовлетворенности посещением возрос в разы.
Именно вышеизложенные методы позволяют нам понять, как повысить продажи Вашего заведения или магазина. Но в умелых руках, некоторые способы помогают бороться и с другими экономическими составляющими. Например, мгновенные скидки позволяют уменьшить списания.
Маркетинг повествует: чтобы управлять эмоциональной атмосферой в магазине и ресторане, идеально будет варьировать методы распознавания настроения. Это позволит получить максимально разностороннюю информацию. При этом весьма важно учитывать общую стратегию компании. Выбор аромата или музыкального сопровождения должны сопоставляться с целевой аудиторией и характеристике продаваемых товаров / услуг.