25.05.2021

Закон “О рекламе”: какие штрафы могут грозить компаниям?

Рекламные кампании иногда бывают очень провокационными. И некоторые из них попадают под действия ФЗ №38. О том, что можно использовать в рекламе, а что нельзя, и какие последствия могут быть, расскажем в нашей статье.

Федеральная антимонопольная служба в 2021 году начала проверять рекламу на предмет добросовестности и проводить мероприятия с профилактическими мерами. Эти нововведения коснутся как юридически лиц, так и индивидуальных предпринимателей. Сотрудники ФАС РФ будут рассматривать не только жалобы, но и мониторить потенциальные нарушения самостоятельно. Организациям будут выноситься предупреждения или меры административной ответственности. Согласно Кодексу об Административных правонарушениях, а именно статье 14.3, с 1 января 2021 года штраф для индивидуальных предпринимателей составит от четырех до пятидесяти тысяч рублей, а для юридических лиц - от ста до восьмисот тысяч рублей.

Согласно Федеральному закону “О рекламе” информация должна соответствовать законодательству Российской Федерации, не затрагивать репутацию конкурентов и не давать ложную информацию о характеристике продукта или его стоимости. То есть можно сравнивать свои услуги с услугами конкурентов, однако это сравнение должно быть корректным и отвечать таким критериям как:

  1. Время работы;
  2. Характеристики предлагаемого продукта или услуги;
  3. Цена.

Например, рекламировать обучение можно, сравнив стоимость в различных образовательных учреждениях. А вот сказать об иной организации, что низкая стоимость не может гарантировать получение качественного образования - нельзя. Корректное сравнение необходимо также и во время дачи интервью как на телевидении, так и для печатной прессы.

В рекламной кампании говорить о конкурентах в негативном ключе, как напрямую, так и косвенно, противозаконно. Например, подчеркивать недостатки или делать что-то намеренно, чтобы выставить компанию хуже, даже не называя ее названия напрямую.

Говоря о промо акциях, то согласно законодательству в аннотациях к ним необходимо указывать:

  • Кто будет организатором конкурса / промо / розыгрыша;
  • Как много призов разыгрывается;
  • В течение какого периода времени будет проводиться акция;
  • Каким образом будет проводиться розыгрыш?

Информация должна быть легко доступная, легко читаемая, чтобы каждый пользователь мог понять все условия принятия участия.

Рекламная кампания не должна стимулировать людей к нарушению законодательства. Поэтому под запретом к рекламе находятся:

  1. продукция без необходимых сертификатов или лицензий;
  2. услуги по обхождению законодательных актов;
  3. запрещенные к изготовлению и реализации товары;
  4. услуги по созданию научных статей, диссертаций, курсовых и так далее.

В законе “О рекламе” разъясняется и языковой вопрос. В слоганах можно использовать иностранные слова, но только с переводом. Если говорить о национальных языках, то их переводить на русский необязательно.