Для чего нужен брендбук в бизнесе?
Уникальный бренд помогает выделиться компании на рынке среди конкурентов. Брендинг – это работа по продвижению бренда, повышению доверия нему, созданию привлекательного имиджа организации среди потребителей. Особое внимание необходимо уделять визуальному образу бренда, фирменному стилю, благодаря которому потребители отличают компанию от остальных.
Брендбук – это документ, в котором зафиксированы миссия, философия, основные ценности бренда, а также стратегия его продвижения, характер взаимодействия с потребителями, его визуальный образ или фирменный стиль. Гайдлайн – это руководство по фирменному стилю организации, которое является составной частью брендбука.
Данный документ необходим для позиционирования компании на рынке, поддержания ее привлекательного имиджа среди потребителей, укрепления репутации бренда, а также для внутреннего использования среди сотрудников. Особенно данный документ актуален для новичков, которые знакомятся с правилами использования фирменного стиля и основной концепцией бренда. Дизайнеры компании смогут создавать свои креативы на основе гайдлайна, в соответствии с единым стилем бренда, а маркетологи будут разрабатывать свои рекламные кампании, руководствуясь основными положениями книги бренда.
Данное руководство включает в себя несколько основных разделов. Одна из важных частей – это концепция бренда, характер деятельности компании, ее миссия, ценности, основные принципы работы. Здесь может быть зафиксировано название бренда, его варианты сокращения, а также описана история организации и ее достижения, представлено уникальное торговое предложение.
Отдельный раздел брендбука под названием гайдлайн посвящен фирменному стилю – визуальному облику компании. В нем описываются правила использования основных его компонентов на различной рекламной продукции. Среди них можно выделить логотип, корпоративные цвета, слоган компании, а также типографику и фирменные шрифты (некоторые крупные компании создают собственные шрифты.
Цветовая палитра, типографика, логотип – создают единый, неповторимый визуальный стиль бренда, своеобразный почерк, по которому потребители узнают компанию. В данной части документа закрепляются основные вариации логотипа, выбирается размер, стиль шрифтов, их сочетаемость, а также определяется, в каких ситуациях какой шрифт использовать, выбираются основные фирменные цвета, устанавливаются правила их применения.
Отдельный раздел брендбука посвящен маркетинговой стратегии и способам продвижения продукта. Особое внимание уделяется тональности бренда, манере взаимодействия с потребителями. Компания должна иметь единый стиль коммуникации со своей аудиторией на разных каналах, который соответствует основным ценностям бренда.
Важную часть в брендбуке занимает описание целевой аудитории, составление ее психологического портрета. В данном разделе можно рассмотреть, какие задачи решает продукт с позиции покупателя, каким образом это происходит, и анализируется, что покупатель в результате получает.
В некоторых случаях прописываются правила оформления различной полиграфической продукции с точки зрения единого корпоративного стиля, а именно: листовок, брошюр, каталогов и других видов продукции. Отдельное внимание уделяется тому, с какими цветами должны сочетаться те или иные изображения, создаются правила использования слоганов, их может быть создано несколько штук для различных ситуаций. Необходимо следить за тем, чтобы визуальный стиль бренда был единым.
Характер брендбука зависит от специфики деятельности компании, этот документ может быть кратким или иметь сотни страниц. Существует несколько вариантов брендбука.
Логобук содержит описание по использованию логотипа и фирменных цветов. В этом документе можно почерпнуть информацию, каким образом располагать логотип на различных рекламных носителях, какими будут его цветной и не цветной, а также вертикальный и горизонтальный варианты. Такой формат книги бренда подойдет для небольших компаний.
Стандартный брендбук содержит основной набор характеристик, касающихся специфики бренда, основные стандарты. Комплексный документ является наиболее детальным и помимо основных требований содержит дополнительные пункты, которые могут касаться внешнего вида сотрудников, корпоративного этикета, проведения общественных мероприятий в компании и другие важные положения.
Если организация небольшая или образовалась недавно, то наличие брендбука не обязательно. В остальных случаях – это необходимый инструмент, который помогает повысить узнаваемость компании и доверие к бренду, создает целостность имиджа. К производству брендбука необходимо подготовиться тщательно, поскольку этот документ создается на долгие годы. Специалисты агентства iActions помогут разработать фирменный стиль или адаптировать действующий под необходимый цели, создать полноценную книгу бренда, которая является лицом компании.
Разработка брендбука включает в себя несколько этапов. Прежде чем создавать книгу бренда, необходимо четко определиться с пониманием миссии бренда, ее основных ценностей. При необходимости специалисты помогут разработать портрет целевой аудитории, исследовать ее потребности, проблемы, ценности, а также провести анализ рынка конкурентов. Затем с учетом пожеланий создается основа документа, определяются стоимость, сроки проведения работ, оформляется договор и разрабатывается основная концепция документа с последующим согласованием.
При этом, нужно учитывать, что данное руководство должно нести в себе уникальность бренда, а не просто копировать мировые веяния. После того, как брендбук создан, необходимо, чтобы каждый сотрудник компании ознакомился с готовым документом для дальнейшей работы.
Также специалисты агентства iActions могут разработать дизайн и верстку различной полиграфической продукции с предпечатной подготовкой: листовки, флаеры, постеры, каталоги, брошюры и другие рекламных материалов.