Чтобы сотрудники работали эффективно, необходима грамотная мотивация, которая помогает улучшать финансовые показатели бизнеса, повышает лояльность персонала к компании, влияет на их удовлетворенность от работы. Для достижения этих целей необходимо найти индивидуальный подход к каждому сотруднику, понять его ценности.
Потребности человека нашли отражение в пирамиде Маслоу. Базовыми являются физиологические потребности (питание, сон) и потребности в безопасности (стабильность, защищенность), лежащие в основании пирамиды. На следующих ступенях расположились социальные потребности (общение, забота, поддержка), потребность в признании и уважении, в сотрудничестве. Затем на более высоких ступенях находятся потребности в познании, творчестве, исследовании. И наконец, эстетические потребности (красота, культура, путешествия) и потребности в самоактуализации (саморазвитие, лидерские качества).
Вначале требуют решения потребности, лежащие на нижних ступенях пирамиды. То есть, сотрудникам в первую очередь необходимо иметь материальное обеспечение, стабильность, оптимальные условия работы. Это базовые потребности, которые необходимы всем работникам. Однако не все на этом останавливаются. Определенной части сотрудников важно иметь признание на работе, профессиональный рост и развитие, внутреннюю самореализацию и удовлетворение от рабочего процесса, позитивное общение, атмосферу в коллективе, коммуникации, возможность приносить пользу, делая что-то важное.
Таким образом, существуют как материальные, так и нематериальные стимулы. В идеале лучше использовать и те, и другие. К материальным стимулам относится: финансовое вознаграждение в виде оплаты труда, премий, процентов от продаж, награды за различные достижения.
В ряде случаев целесообразно привязывать результаты работы сотрудника к KPI, чтобы повысить качество труда. Премия может начисляться за выполнение плана продаж, отличное выполнение отчетности, за эффективную рекламную кампанию и другие заслуги. Размер премии зависит от успешного выполнения задач работником.
Также в качестве мотивации сотрудников работают следующие средства: предоставление различных бонусов, скидок на продукцию компании или партнеров, бесплатное обучение, стажировки, повышение квалификации, возможность занятия спортом. Это увеличивает эффективность работы персонала, повышает лояльность сотрудников к компании. Организация может предоставлять как индивидуальное, так и коллективное обучение, возможность участия в различных тренингах, которые повышают результативность работы сотрудников.
Предоставление корпоративных скидок не только увеличивает реализацию товаров, но и позволяет стать сотрудникам «адвокатом бренда». Ведь оценив продукцию на своем опыте, они более успешно ее рекламируют своим знакомым, по принципу «сарафанного радио».
В зависимости от предпочтений сотрудников приятным подарком могут стать: путевки в санаторий, на отдых детей, абонемент в спортивный зал, билеты на концерт, в театр, в кино, на выставку и другие интересные мероприятия. Также можно поощрить отличившихся работников бесплатными обедами или мобильной связью, которую оплачивает компания, медицинской страховкой или скидками на английский. Дополнительным стимулом для работника может стать участие в профессиональном конкурсе, где есть возможность получить приятный приз.
Важным моментом в работе является создание комфортных условий труда, в том числе наличие хорошего освещения, кондиционера. Удобно организованное рабочее место в немалой степени оказывает влияние на производительность работника. Офис должен иметь удобную мебель, быть уютным, светлым и функциональным.
Однако не стоит чрезмерно уповать на материальную мотивацию, поскольку человеку свойственно привыкать к определенному уровню благ. В результате материальные стимулы перестанут работать нужным образом.
Наряду с материальной мотивацией, эффективно использовать и нематериальные стимулы, социальные факторы. Это может быть дополнительный выходной, гибкий график работы или возможность удаленной работы, карьерный рост, а также командообразующие мероприятия. Регулярно поздравляйте сотрудников с днем рождения, разными праздниками, проводите интересные коллективные мероприятия, корпоративные праздники, делайте приятные подарки, давайте конструктивную обратную связь, полезные советы.
Вы можете разместить фото отличившегося сотрудника на доске почета с надписью «лучший сотрудник месяца или года», выразить публичное признание его заслуг, например, на сайте компании или в социальных сетях. В ряде компаний существует интересная традиция выбора самого лучшего работника месяца, например, тайным голосованием. А иногда достаточно искренней похвалы и улыбки, которая поднимет настроение.
Особое внимание важно уделить командному духу в компании. Многим работникам, особенно женщинам необходим психологический микроклимат в коллективе, интересное общение, благоприятная атмосфера. Выстраивайте эффективные коммуникации между сотрудниками и руководством, давая качественную обратную связь. Регулярно проводите корпоративные мероприятия, интересные игры, во время которых формируются неформальные дружественные отношения, взаимопомощь. Обрисовывайте цели и перспективы, стоящие перед компанией, чтобы человек лучше понимал, к чему нужно стремиться.
Наряду с положительной мотивацией, предполагающей вознаграждение за успешное решение задач, существует и отрицательная мотивация, ориентированная на избегание нежелательных последствий. Это может быть система штрафов за ненадлежащее исполнение обязанностей. Однако к этому инструменту нужно относиться с осторожностью, поскольку его использование в ряде случаев может вызвать недовольство сотрудников. Применять его лучше в исключительных случаях. А вместо первого штрафа ограничиться разговором. Зачастую штраф мотивирующим образом действует на остальных сотрудников.
Система поощрений персонала должна быть понятной и своевременной. При этом, важно, чтобы вознаграждение имело значение для сотрудника, оно должно коррелировать с его ролью в компании. Нового сотрудника не стоит баловать слишком большим вознаграждением, эффект должен быть нарастающим.
Иногда следует сменить название должности на более престижное, чтобы сотрудник почувствовал свою значимость. Например, уборщицу можно назвать менеджером по чистоте или мастером по клинингу, менеджера – управляющим проектами, офис-менеджера – хозяйкой офиса, прачку – оператором стирки и так далее. В результате сотрудник начинает по-другому относиться к своей работе и выполнять ее с большим желанием, а атмосфера в коллективе улучшается. Сотрудники могут сами придумать креативные названия своих должностей, с которыми им нравится трудиться. Это окажет положительное влияние на их настрой.
Система мотивации сотрудников может различаться, в зависимости от вида деятельности компании. Например, работников производства можно стимулировать социальным пакетом, разнообразными льготами, созданием удобных условий для труда, а также премиями за сверхурочную работу, перевыполнение плана, интересными корпоративными мероприятиями. На государственной службе помимо повышения оплаты и премий, а также создания комфортных условий труда и благоприятной атмосферы в коллективе, хорошо стимулируют подарки, публичное признание достижений, возможность выбрать желаемое время отпуска и другие привилегии.
В IT-компаниях в качестве стимула выступают премии, например, за разработку интересного продукта, успешную реализацию проекта, привлечение новых клиентов, возможность работать с наиболее интересными проектами.
В сфере продаж эффективно стимулировать денежным вознаграждением за успешное выполнение и перевыполнение плана продаж. Процент продаж может быть, как индивидуальный для каждого продавца, в зависимости от объема реализованной им продукции, так и общий процент всего отдела или магазина для усиления командной работы.
Также можно стимулировать продавцов премиями за другие достижения, не связанные с продажами. Это может быть премия за соблюдение трудовой дисциплины, поддержание порядка и за иные заслуги. Отдельную премию можно предусмотреть лучшему работнику месяца, а также сотруднику, реализовавшему наибольшее количество неходового товара.
Эффективным инструментом в продажах является геймификация, содержащая элементы игры и соревнования. Например, победитель, имеющий лучшие показатели в продажах или в другой области, получает соответствующее вознаграждение. С целью повышения качества услуг используйте метод «тайного покупателя.
Что касается удаленных сотрудников, то для их мотивации необходимо уделять большое внимание коммуникации, давать обратную связь. При необходимости включать в онлайн-обсуждение важных вопросов на совещаниях, интересоваться процессом выполнения работы и давать премии при высокой результативности.
На работе человек проводит большую часть времени, и ему важен не просто доход, а возможность самореализации, благоприятная атмосфера в коллективе. Поэтому, необходимо создать такое рабочее место, куда сотруднику хочется приходить и работать с интересом и желанием.
Задача руководства компании применить систему мотивации персонала, раскрывающую внутренние способности каждого сотрудника. При этом, необходимо регулярно анализировать результаты нововведений.
Специалисты агентства iActions разработают эффективную мотивацию персонала компании, в том числе систему мотивации для оптовых и розничных продавцов. Данная система поможет найти гибкий подход к каждому сотруднику с помощью материальных и нематериальных стимулов. А также позволит сформировать благоприятную корпоративную культуру, сплотить команду, повысить ценность своей работы для каждого сотрудника, снизить текучесть кадров и затрат на стажировку новых работников и их включение в рабочий процесс, привлечь новых квалифицированных работников, что в свою очередь улучшит бизнес-процессы компании.