Брендинг города или территории – это создание имиджа, уникального образа территории, который отражает культурный код региона, его идентичность. Это понятие включает в себя нечто большее, чем брендинг компании или человека. Образ города, региона складывается из разных элементов: его истории, традиций, культурных особенностей, национального колорита, интересных культурных мероприятий, уникальных памятников архитектуры, произведений искусств и других достопримечательностей, оздоровительных учреждений, промышленности, экономики и других составляющих.
Для чего нужен брендинг города? Позитивный имидж города помогает привлекать туристов со всего мира, различных специалистов, инвестиции для дальнейшего развития региона. Сильный бренд способствует улучшению жизни его жителей, повышает влияние города в стране и в мире, усиливает его взаимодействие с другими регионами. От правильного позиционирования города зависит его экономическое и культурное развитие, уровень жизни граждан.
Успешный бренд помогает обозначить уникальность города, выделиться среди остальных регионов и успешно конкурировать с ними. Вместе с тем, позитивный имидж города формирует положительное внутреннее отношение жителей к месту проживания, объединяет граждан, укрепляет их взаимодействие друг с другом. Жители, которые любят свой город, будут способствовать его развитию, работать на популяризацию бренда в общественном пространстве.
Время не стоит на месте, и если раньше большое значение придавалось промышленному развитию, то сегодня формируются новые тенденции, которые находят отражение в образе современных городов. Благодаря урбанизации происходит рост городов, и положительный имидж территории усиливает ее влияние на общество. Одним из способов продвижения города является создание событий международного уровня, которые привлекают хорошее финансирование.
Брендинг города – это комплекс маркетинговых мероприятий, направленных на формирование имиджа города, его уникального образа. Эта работа требует длительного времени и системного подхода. Прежде всего необходимо сформулировать основную цель брендинга, проанализировать социальное и экономическое состояние территории, выявить сильные и слабые стороны города, его преимущества и недостатки, зоны роста, над которыми нужно в дальнейшем работать. Важно определить идентичность города, региона, понять, чем он отличается от остальных, в чем состоит его уникальность, а также определить целевую аудиторию, на которую работает бренд. Не стоит забывать о проведении конкурентного анализа для получения полной картины. Определившись с целями и ресурсами, необходимыми для достижения, нужно разработать эффективную стратегию продвижения города, способ позиционирования в публичном пространстве.
Если рассматривать продвижение бренда для привлечения инвестиций, то важно продемонстрировать инвесторам перспективные направления экономики, в которые можно вкладывать средства – в развитие промышленности, электроники, добычу полезных ископаемых и другие направления. Благодаря инвестициям регион может выйти на новый уровень своего социального и экономического развития, организовать новые рабочие места, улучшить уровень жизни людей, как в области доступной медицины, качественного образования, так и в сфере культурного досуга, отдыха. Одним из успешных примеров вложения инвестиций можно назвать Кремниевую долину: в 2015 году она получила на свое развитие сумму в размере $50 млрд., благодаря чему был обеспечен большой рост инновационных технологий.
Еще одним способом улучшить финансовые показатели региона является повышение его туристической привлекательности. Необходимо выделить особенность, «изюминку» региона, которая будет притягивать путешественников из разных городов и стран. Это могут быть интересные древние исторические памятники культуры, живописные природные достопримечательности, оздоровительные комплексы, медицинские заведения или интересные гастрономические туры с национальным колоритом.
Уделив большое внимание развитию здравоохранения, можно сделать город центром притяжения для людей, которые заботятся о своем здоровье и готовы приехать в высококвалифицированным врачам из другого города. Для привлечения туристов необходимо позаботиться о восстановлении старинных памятников культуры, создании мест для развлечений, формировании современной качественной инфраструктуры.
Эффективно позиционировать туристический продукт не на широкую, а на узкую целевую аудиторию. Одним из вариантов может стать ностальгический туризм, когда путешественники хотят вновь окунуться в атмосферу прошлого и посетить места, где прошли их детские и молодые годы, обучение в определенном заведении и другие важные события. Еще можно выделить категорию путешественников с детьми, сделав туристическое предложение с предоставлением дополнительных удобств для детей. Например, это могут быть специальные детские санатории, детские номера и т.д.
Другой эффективной стратегией развития города является привлечение талантливых людей, которые будут работать на его благо. Это могут быть профессионалы в своей сфере, успешные представители бизнеса, научные деятели, яркие творческие личности. В дальнейшей перспективе это поможет сделать регион привлекательным для инвестиций и туристов. Сильный бренд города притягивает множество новых жителей, хорошую рабочую силу, что позволяет усилить экономическое положение города в обществе. Грамотный брендинг города положительным образом сказывается на различных областях его жизни.
Отдельное внимание необходимо уделять анализу эффективности брендинга, выраженному в финансовых показателях. Если они оставляют ждать лучшего, то стоит пересмотреть концепцию бренда. Важно работать над формированием общественного мнения, проводить обсуждения городского масштаба, различные международные конференции.
Одним из элементов брендинга является создание визуального образа, символики региона. Однако не стоит переоценивать значение этой составляющей, разработка фирменной атрибутики является лишь дополнением к другим маркетинговым мероприятиям и работает в комплексе. Каждый город стремится создать уникальную символику, в которой находят воплощение его основные черты, культурная идентичность. Это выражается в фирменном стиле, логотипе города, а также слогане, девизе, имеющих свой посыл.
Бренд города вызывает определенные ассоциации с его названием. Например, брендом Кирова и Кировской области является дымковская игрушка, известный народный промысел, брендом Оренбурга – пуховые платки, брендом Тулы – самобытные самовары и пряники, а название немецкого города Бамберга ассоциируется с пивоварением. Российский Иннополис известен как город высокий технологий, инноваций, возведенный с самого основания. А Лох-Несс имеет притягательный для туристов символ – знаменитое лохнесское чудовище, увидеть которое своими глазами едут люди со всего мира. По мнению специалистов, данный символ является удачным маркетинговым ходом для привлечения туристов.
Бренд Мадрида, тесно связанный с фламенко и корридой, сегодня обогатился новыми оттенками, и успешное брендирование города позволило существенно увеличить поток туристов. Что касается Берлина, то его брендинг был направлен на создание цельного образа города, который был ранее разделен Берлинской стеной на две части. Перед городом стояла задача популяризовать бренд города среди туристов, сделать его привлекательным для инвесторов и самих жителей – и данная стратегия оказалась успешной. Уникальный образ Берлина складывается из двух брендов: для самих жителей и туристов города.
Ассоциативный ряд образов находит отражение в айдентике, фирменном стиле города. Меняются города, меняется их стилистика, логотипы обретают новые черты, стремясь к минимализму и упрощению.
Город Амстердам в логотипе обыгрывает его название «I AMsterdam», что призвано вызывать чувство сопричастности к городу, как у самих горожан, так и у туристов. Логотип нашел отражение в интересных скульптурах, рядом с которыми любят фотографироваться и сами жители, и гости города. Кроме того, логотип обрел новое воплощение в виртуальном мире с помощью технологий дополненной реальности. Пользователь специального приложения имеет возможность запечатлеть себя с электронной версией логотипа на фоне понравившегося места города.
А логотип Нью-Йорка был разработан еще в далеких семидесятых годах, когда возникла мысль сделать город не только деловым центром, но и туристическим объектом. В логотипе была впервые использована аббревиатура города, что было необычно для того времени: «I love NY». Спустя десятилетия логотип обрел новые очертания, и разнообразие используемого в нем фона символизирует многоликость различных культур, взглядов, традиций города.
Символика города, его айдентика направлена на позиционирование города мировом уровне, создание определенных ассоциацией с территорией, на поддержание единого визуального стиля в оформлении жизни города.
Специалисты агентства iActions помогут разработать айдентику, фирменный стиль территории, а также фирменный стиль для любой компании и ее брендинг. Они создадут креативный графический дизайн, подчеркивающий уникальность концепции бренда. Разработают любые полиграфические материалы, которые привлекут нужную целевую аудиторию.